[Бакуриани, Бакурианисдзе; груз. გრიგოლ ბაკურიანისმე; греч. Γρηϒόριος Πακουριανός] (20-е гг. XI в.- 1086, Белятово, территория совр. Болгарии), визант. полководец, севаст и доместик, основатель Петрицонского (Бачковского) мон-ря (1083; совр. Юж. Болгария).
Нарративные и документальные сведения о Г. П. имеются на груз., греч. и арм. языках. С его именем связан один из полностью сохранившихся памятников визант. права - Типикон Петрицонского мон-ря, составленный на греч. и груз. (по предположению нек-рых исследователей, и на арм.) языках и сохранившийся в списках XII-XIII вв. (оригинал груз. и греч. текста: Б-ка им. А. Кораиса (о-в Хиос, Греция). № 1598; пер. на новогреч.: Там же. № 1599; копия греч. текста: Софийская публ. б-ка, Болгария). Груз. (КЦ, Синодик Уложения Руис-Урбнисского собора, Синодик грузинского мон-ря Ивирон на Афоне), греч. (кроме «Алексиады» Анны Комнины) и арм. (Матеос Урхаеци) источники называют Г. П. грузином по происхождению. В. А. Арутюнова-Фиданян на основе всех известных источников составила подробное жизнеописание Г. П. (Curriculum vitae) и отнесла дату его рождения к 20-м гг. XI в. (Типик Григория Пакуриана. С. 47).
В Типиконе неск. раз отмечено, что Г. П. принадлежал к «блестящему грузинскому роду», а мон-рь Петрицон был основан им для грузин, что подтверждается древнегруз. эпиграфикой, груз. фресками, иконами, рукописями мон-ря и т. д. В 1888 г. был издан новогреч. перевод Типикона по Софийской рукописи (XIII в.), где было сказано о существовании помимо груз. также и арм. варианта Типикона, и о том, что подпись под греч. текстом была выполнена Г. П. на арм. языке. Эти сведения дали повод нек-рым ученым считать Г. П. армянином. Н. Я. Марр писал, что Г. П. называл себя грузином, поскольку придерживался Православия, т. е. «грузинского вероисповедания» (Марр. Аркаун. С. 25-28; он же. Иоанн Петрицский. С. 54). Это мнение разделяли И. И. Соколов, А. Грабар, И. Гошев, Ф. И. Успенский, В. Николаев, Х. Г. Бек, С. Овнанян, Арутюнова-Фиданян, П. М. Мурадян и др. На первоначальной т. зр. о груз. происхождении Г. П. настаивали А. Цагарели, П. В. Безобразов, Л. Пти, И. Иванов, А. Протич, Э. Хонигман, В. Н. Лазарев, Л. Менабде и др.
В 1971 г. А. Г. Шанидзе опубликовал груз. редакцию Типикона Петрицонского мон-ря с рус. переводом. По его мнению, дошедшая до наст. времени копия XIII в. греч. текста Типикона была искажена и переделана, в ней появились поздние вставки об арм. версии Типикона и о подписи Г. П. арм. буквами. Его т. зр. поддержали такие груз., болг. и рус. ученые, как С. Г. Каухчишвили, В. Копалиани, А. Урушадзе, И. Долидзе, Г. С. Гозалишвили, Н. Ю. Ломоури, А. Костов, А. Костова, Д. Казасов, Г. Цанкова-Петкова, Я. Н. Любарский, А. А. Васильев, М. Иванов, Г. Острогорский, А. П. Каждан, Э. Бакалова, М. Дерибер и др. А. А. Богверадзе допускал, что арм. редакция Типикона также была составлена Г. П. и он же подписал греч. текст арм. буквами, дабы предупредить посягательство арм. наследников - своих племянников на Петрицонский мон-рь.
В Типиконе Григория Пакуриана содержатся подробные сведения о Г. П., его происхождении и семье. Отец был «родным сыном блаженной памяти Бакуриана, блистательного эристава эриставов, происходящего из Востока, и грузина» (Типик Григория Пакуриана. С. 2). В груз. редакции Типикона отец назван «мтаваром эриставов» (первым среди эриставов), что позволило Шанидзе считать его принадлежащим к царствующей груз. династии Багратиони (Шанидзе. 1971. С. 9, 11, 13), но это представляется маловероятным. Г. П. неск. раз упоминает в Типиконе об отце в связи с установлением поминальных служб о нем (Типик Григория Пакуриана. С. 21, 31, 37). Отец скончался, оставив сыновей малолетними, а мать, «следуя женскому обычаю», все наследство отдала старшим дочерям, к-рые, «выйдя замуж, рассеялись... по разным странам и там растратили все» (Там же. 18). Г. П. не раз акцентирует, что он и его брат Апасий всего добились «своей кровью» и «честной службой святым царям» - визант. императорам Константину X Дуке (1059-1067), Роману IV Диогену (1068-1071), Михаилу VII Дуке (1071-1078), Никифору III Вотаниату (1078-1081) и Алексею I Комнину (1081-1118) (Там же. 1. 4).
В 1064 г. Г. П. занимал почетную должность помощника или соправителя наместника визант. фемы Ивирия, резиденция к-рого располагалась в г. Ани (территория совр. Турции). Наступавшие на империю с востока турки-сельджуки осадили Ани, город после долгой и безрезультатной защиты был сдан. Г. П. переведен на Балканы. В 1071 г., после Манцикертской битвы, в к-рой империя понесла значительные потери, а имп. Роман IV Диоген был взят турками-сельджуками в плен, Г. П. был назначен доместиком Востока, правителем (дукой) фемы Ивирия со столицей в Феодосиополе (Карине, ныне Эрзурум, Турция).
Нашествие сельджуков коснулось и Грузии: летом 1064 г. был взят и сожжен один из вост. форпостов страны - г. Ахалкалаки. Летом 1073 г. в Парцхисской битве груз. царь Георгий II одержал решительную победу над «спарсами» (турками-сельджуками). Очевидно, именно вслед. этого Г. П. в том же году передал Георгию II «Карсскую город-крепость и прилегающие земли» (КЦ. Т. 1. С. 318; Жизнь царя-царей Давида. С. 158; Джавахишвили И. История груз. народа. Тбилиси, 1983. Т. 2. Кн. 2. С. 160 (на груз. яз.)). Передача земель была зафиксирована визант. хрисовулами (имп. грамотами), о к-рых Г. П. упоминает в Типиконе: «...хрисовул, один, о невиновности [во время] моего правления в Карсе... два других хрисовула о несудимости моего правления городом Карином» (Типик Григория Пакуриана. С. 35).
В сер. 70-х гг. XI в. турки-сельджуки дошли до азиат. берегов Босфора, а эмир Сулейман ибн Кутулмыш оттеснил византийцев к К-полю. В 1074 г. Византия заключила мирный договор, по к-рому за турками признавались все занятые ими в М. Азии земли (Гордлевский В. Государство сельджукидов в Малой Азии. М.; Л., 1941. С. 23; Типик Григория Пакуриана. С. 54). Вслед. этого Г. П. был вновь переведен на Балканы. За преданность императорам Михаилу VII Дуке и Никифору III Вотаниату, проявленную во время народных мятежей и заговоров, Г. П. был щедро вознагражден: он получил неск. имений в районах Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) и Мосинополя (ныне Комотини, Греция), что было зафиксировано 7 хрисовулами (Шанидзе. 1971. С. 324).
Особенно близок Г. П. был с имп. Алексеем Комнином и участвовал в восхождении царя на престол, о чем упоминала в «Алексиаде» Анна Комнина, описывая события 1081 г. и называя Г. П. «воителем великим» (Анна Комнина. С. 97). После воцарения Алексея Комнина Г. П. был возведен в ранг вел. доместика Запада с резиденцией в Адрианополе (ныне Эдирне, Турция). Во время службы на Балканах Г. П. сдерживал натиск норманнских племен под предводительством Роберта Гвискара, а также куманов (половцев) и печенегов. Имп. Алексей высоко ценил военные таланты Г. П., поручив ему подкуп норманнских графов и ведение мирных переговоров с Боэмундом Тарентским (Типик Григория Пакуриана. С. 57). В 1085 г. с норманнами был заключен выгодный для Византии мирный договор.
Какой-то период Г. П. находился в плену у куманов (половцев), о чем сам писал в Типиконе: «Также дал я [монастырю] и те одежды, которые прислали мне святой царь [Алексей] и могущественный севастократор, брат его царского величествa [Исаак Комнин], когда Бог милостью своей избавил меня из куманского плена» (Типик Григория Пакуриана. С. 1). В 1086 г. имп. Алексей I направил против печенегов и примкнувших к ним восставших павликиан войско под предводительством лучших полководцев - Г. П. и Алексея Враны. Анна Комнина писала, что Г. П.«подошел к скифам... у Велятова. Видя многочисленность врага, он воздержался от битвы… Однако это решение не понравилось... Вране. Доместик, дабы на него не пало подозрение, что он из трусости откладывает битву, уступил настояниям Враны... и выступил против скифов». Но визант. войско, к-рое по численности было во много раз меньше, чем отряды печенегов, потерпело поражение. Был смертельно ранен Врана, а Г. П., к-рый «яростно сражался, с силой набрасывался на врага, ударился о дуб и тотчас же испустил дух» (Комнина. С. 201-202). В др. месте Анна добавляла, что «более всего горевал он [имп. Алексей I], проливая потоки слез, о смерти доместика» (Там же. С. 97).
В 1083 г. к югу от Филиппополя, в Родопских горах (территория совр. Юж. Болгарии), Г. П. основал мон-рь и составил для него Типикон: «Написан и утвержден этот устав... письмом греческим и грузинским в декабре месяце, седьмого индикта, в лето от сотворения шесть тысяч пятьсот девяносто второе» (Типик Григория Пакуриана. С. 36).
Все свое состояние Г. П. передал мон-рю. Дабы оградить мон-рь от посягательств своих родственников, душеприказчиков и «всех находящихся на этом свете людей», Г. П. отмечает в Типиконе: «Никто не имеет доли, большой или малой, ни причастности какой-либо, ни чего-нибудь присвоенного в нашем монастыре и церкви, либо в отношении его нужных вещей и имений... ибо моим наследником я имею мою церковь и монастырь, который со всем его имуществом, которое я недостойный дал и закрепил за ним, я пожертвовал Богу для искупления грешной души моей» (Там же. С. 18).
Текст Типикона имеет значение не только как исторический, но и как литургический источник, а также как художественное произведение груз. лит-ры XI в. Глубокие философско-лирические отступления автора свидетельствуют о его развитом лит. даровании. Г. П. приписывается также и гомилия Баграта Тавроменийского, сохранившаяся на греч. языке (Кекелидзе. С. 24; Менабде. Т. 2. С. 264). Исследователи сравнивают фигуру Г. П. с его современником, груз. полководцем Липаритом Багваши, также занимавшимся лит-рой.